Как большевики боролись с празднованием Пасхи

Как большевики боролись с празднованием Пасхи

В Российской Империи православная церковь имела влияние почти на все сферы жизни: как большевики боролись с главным религиозным праздником — Красные пасхи, доносы, увольнения и не только

В Российской Империи православная церковь была плотно интегрирована во все сферы жизни и имела официальный статус. А самое важное торжество в жизни христиан — Пасха — было возведено в ранг государственных праздников. С приходом к власти большевиков ситуация кардинально изменилась.

Большевистский режим ставил своей идеологической целью ликвидировать церкви и распространить на территории СССР атеизм. Ленин утверждал, что с религией можно и нужно бороться, предлагая народу материалистическое объяснение веры. Наряду с повсеместной конфискацией церковного имущества и арестами священников преследовались верующие, а также велась активная пропаганда в школьных учреждениях. Советская власть считала, что если религия — это опиум, то Пасха — его самая большая и опасная доза.

«Красные Пасхи»

После того, как в 1929 году была провозглашена свобода антирелигиозной пропаганды, церкви обложили налогами. Поборы были непомерных размеров, что буквально вынуждало духовенство самолично просить о ликвидации храмов. В освободившихся помещениях накануне Пасхи устраивались масштабные театральные шоу и вечера самодеятельности. Все эти мероприятия имели одно предназначение: отвлечь народ от празднования одного из самых важных христианских праздников.

Как большевики боролись с празднованием Пасхи

Народ старались отвлечь от празднования Пасхи танцевальными вечерами и театральными шоу./Фото: pp.userapi.com

Вместо привычного богослужения и окропления крашенок святой водой внедрялись новые обычаи, которые по мнению властей были допустимы для советского человека. Назывались они по-разному: «красная Пасха», «красный карнавал» или «красные крестины». Чтобы отвлечь от празднования молодежь, для них устраивали антирелигиозные факельные шествия и коммунистические крестные ходы.

В таких обрядах с плясками и сжиганием чучел было больше от языческих традиций, чем от христианской веры. Однако Ленин видел в подобных представлениях глубокий идейный смысл. По его словам, церковь заменяла простому народу театр, а значит для получения поддержки большевистского течения нужно предложить ему спектакли. Тем не менее, идея не увенчалась успехом. Красные Пасхи выглядели настолько чужеродно, что народ наотрез отказался их принимать, и к концу 30-х годов они плавно сошли на нет.

Праздничные службы «под охраной» КГБ

Вместо этого в зданиях храмов и церквей стали проводить показы популярных иностранных фильмов и ночные дискотеки. Мероприятия были нацелены на молодежь, которую в такой способ пытались увлечь новыми правилами. Люди старшего возраста воспринимали подобное действие как богохульство, и всеми возможными способами старались поприсутствовать на традиционном богослужении.

Как большевики боролись с празднованием Пасхи

За посещение Всенощной службы могли уволить с работы

В немногочисленных оставшихся храмах на Всенощных службах обязательно устраивались дежурства КГБ, во время которых составлялись доносы на всех, кто решился прийти в церковь с куличами и крашенными яйцами. Самоотверженность дорого стоила простому народу: за посещение церкви увольняли с работы и даже могли дать условный срок с формулировкой «за религиозную пропаганду».

Так как коммунистическое правительство отвергало все, что имело хотя бы косвенное отношение к религии, многие отмечали Пасху тайно. Для этого прихожане со священником собирались в квартирах или проводили богослужения в закрытых храмах, тщательно зашторив окна и заперев двери. Чтобы донесение о неправомерных действиях не пошло выше, о церковных службах сообщали ограниченному кругу прихожан, в чьей надежности были уверены.

Танцы в Страстную пятницу

В 1930 годах практиковалась отмена традиционного воскресного выходного: его переносили на четверг, а в светлое воскресение Господне делали полноценный рабочий день. Взрослых горожан собирали на ленинских субботниках и воскресниках, детям начитывали антипасхальные лекции, в которых рассказывалось, что подобные гулянья приводят к хулиганству и плодят пьяниц. В колхозах Пасха также была обыкновенным днем: бригадам выдавали рабочие задания подальше в полях, а для детей организовали обязательные для посещения выездные экскурсии.

Как большевики боролись с празднованием Пасхи

В СССР приобщение детей к вере считалось преступлением

Не обходили вниманием и Страстную пятницу. В день, проникнутый скорбью о страданиях Христа и телесным воздержанием, устраивали танцы. Официально явка на такие мероприятия не была обязательной, но на деле нежелание танцевать оборачивалось большими проблемами.

Исповеди в записках

Ввиду того, что действующих храмов в СССР оставалось считанное количество, к пасхальной службе готовились заранее и с особым трепетом. Желающие исповедоваться через доверенное лицо передавали священнику записки со списком своих прегрешений. Ознакомившись с грехами, он в письменном виде отпускал их или накладывал на человека епитимью.

Как большевики боролись с празднованием Пасхи

Пионер пишет на доске имена одноклассников, которые ходили в церковь

В регионах храмы на Пасху иногда открывали, несмотря на все сопротивление милиции, районной администрации и председателя. Стараясь помешать проведению пасхальной службы, партийный аппарат и сотрудники КГБ прибегали к различным способам. Например, беспрерывно гудели клаксонами и слепили прихожан фарами. Однако к моменту, когда из церкви выдвигался крестный ход, собиралась большая очередь людей с корзинками. Многие из христиан пешком шли по несколько километров, чтобы принять участие в праздничном богослужении.

Атеистическая пропаганда в СССР распространялась и на подрастающее поколение. Наряду с партийными дружинниками, которые следили за взрослыми прихожанами, на ночные «бдения» выходил преподавательский состав. Учителя высматривали на Всенощной службе детей, которые пришли с родителями. На следующий день в школе с провинившимися учениками проводили разъяснительную беседу и пристыжали перед всем классом.

О домашних традициях празднования Пасхи также лучше было не рассказывать. Наказать могли за сам факт того, что в семье пекли куличи или устраивали застолье. Нередко перед уроками у детей проверяли руки — на предмет того, не запачканы ли они краской для яиц.

С началом перестройки непринятие главного христианского праздника и религии в целом приняло формальные рамки. Значительно сократилось количество лекций об атеистическом образовании, прихожан перестали массово наказывать за посещение пасхальных служб.

источник

02.04.2018

Другие интересные статьи сайта

Be the first to comment on "Как большевики боролись с празднованием Пасхи"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*